11 секретов эффективного взаимодействия с клиентами
Недавно мне попалось видео Джима Донована из Goldman Sachs, в котором он делится своим опытом эффективного взаимодействия с клиентами. Видео понравилось мне, я и сам следую этим правилам в общении с клиентами, поэтому решил перевести контент на русский язык и поделиться со всеми. Оригинал можно найти на Ютубе — "Secrets to Optimal Client Service," With Jim Donovan.
Итак, 11 секретов эффективного взаимодействия с клиентами от Джима Донована:
1. Не использовать жаргон и сложные профессиональные термины. Если использовать сложные термины — высока вероятность, что клиент просто не поймёт их. Хуже, если он постесняется задать вопрос и показаться некомпетентным. В результате клиент будет чувствовать себя некомфортно и обвинять в этом консультанта.
2. Делать паузы во время разговора. Во-первых, это позволяет успокоиться самому консультанту (во время стресса мы обычно ускоряем свою речь). Во-вторых, пауза позволяет клиенту задать вопрос и включиться в диалог. Встреча с клиентом должна быть именно диалогом, а не монологом консультанта.
3. Искать возможность дать клиенту такой совет, который идёт вразрез с интересами самого консультанта. Самый лучший способ завоевать доверие клиента — дать ему совет, который идет против интересов самого консультанта, и клиент знает это.
4. Задавать открытые вопросы (на которые нельзя ответить только да или нет). Во-первых, это позволяет клиенту высказаться, а людям нравится говорить о себе. И чем больше клиент будет говорить на встрече о себе, тем больше вероятность, что встреча будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Во-вторых, открытые вопросы позволяют собрать больше информации о клиенте и лучше выполнять работу консультанта.
5. Быть позитивным и энергичным. Людям нравится быть рядом с позитивными и энергичными людьми.
6. Не путать бизнес и личные отношения в том смысле, что клиент обращается к консультанту в первую очередь за экспертизой. Например, совместные занятия спортом могут улучшить отношения с клиентом, но клиент выбирает консультанта прежде всего для решения бизнес-задач, а не для совместного отдыха.
7. Быть скромным, относиться уважительно к достижениям клиента и искренне говорить ему об этом.
8. Быть на связи и оперативно реагировать на запросы клиента. Это подчеркивает важность клиента. Если клиент звонит вам — перезвоните оперативно. Если клиент пишет вам письмо — ответьте на него оперативно. Даже если не знаете ответ на вопрос прямо сейчас — ответьте и скажите, что уточните ответ и вернетесь к клиенту.
9. Давать клиентам то, ради чего они обращаются к консультантам — совет. Клиент должен чётко понимать, в чем заключается рекомендация консультанта. Если консультант даёт клиенту несколько вариантов — один вариант должен быть приоритетным.
10. Контролировать ход встречи. Это важно для того, чтобы консультант заполнил время встречи полезными вещами как для клиента, так и для самого консультанта.
11. Иметь план встречи и делать заметки по ходу разговора. Озвучить план встречи клиенту в начале встречи. У клиента должна быть возможность внести правки, добавив или убрав какие-то пункты. Заметки используются в конце встречи для формулирования дальнейших договоренностей.
Думаю, эти правила пригодятся всем профессионалам, работающим с людьми, поэтому прошу поделиться ссылкой со всеми, кому это может быть полезно.